Пейнтбол, как и любая узкоспецифическая деятельность, обладает своим языком и
терминологией. Многие слова носят у нас другой смысл (например,
"кислота" или "игла"), многие - заимствованы из английского,
международного языка пейнтбола ("харнес", "бивертейл"), многие -
являются техническими терминами или единицами ("соленоид", "пси"). Мы
предлагаем вам краткий пейнтбольтный словарь, если вы вдруг не найдете
здесь нужного слова - напишите нам, и мы добавим его.
АЗОТ – один из газов, употребляемых нами в качестве рабочего
тела под давлением до 3000 пси. Основное отличие при заправке от СО2 в
том, что количество азота измеряется по давлению, а жидкая углекислота
меряется на вес.
АНТИСИФОН – тип баллона для углекислоты, из которого она поступает только в виде газа.
АНТИФОГ – жидкость, предотвращающая или замедляющая запотевание стекол маски. Обычно выпускается в виде баллончика с разбрызгивателем.
АУТИРОВАНИЕ – поражение противника в упор, в результате подхода к его укрытию вплотную.
БАЛЛОН – сосуд для сжиженной углекислоты или для сжатого газа,
основной источник энергии для работы маркера. Бывают транспортные
(40-литровые, ресиверы, см.) - для хранения газа и маркерные -
прикрепляемые непосредственно к маркеру, заправляются из транспортных.
БАТТПЛЕЙТ(butt-plate) – пластиковая насадка на баллон, ввернутый в ГА, превращает баллон в приклад.
БЕСКОНЕЧНАЯ ИГРА – один из сценариев игр без ограничения по
времени, при котором пораженные игроки вновь вступают в игру после
отбытия вне поля заранее оговоренного срока.
БЛОКИРОВКА ВТОРОГО ШАРА – устройство, которое позволяет подавать из фидера в ствол только по одному шару.
БОБРОВЫЙ ХВОСТ (beaver tail) – устройство для установки на
казенную часть Автококера, существенно затрудняет регулировку скорости,
употребляется в турнирных играх.
БОЛОН – самец болонки. Часто путают с БАЛЛОНОМ (см.)
БОЛТ – поршень, который толкает шар в зарядную камеру или в ствол.
БОЛТ ВЕНТУРИ – тип болта с частой сверловкой, подающий газ равномерно на всю поверхность шара.
БОЛЬШАЯ СЦЕНАРНАЯ ИГРА – самое веселое мероприятие в пейнтболе,
когда воюют одновременно несколько сотен игроков на большом
пространстве в течении нескольких часов, иногда до двух дней. В отличие
от обычных игр, целью участников БСИ является не поражение всех
противников, а выполнение заранее оговоренных заданий, «миссий» –
например, «освобождение заложников», «захват нефтехранилища» и т.п.
Пораженные игроки – участники БСИ – возвращаются в игру после отбытия
10-20 минут в специальных зонах.
БОЛЬШИЕ ПЕЙНТБОЛЬНЫЕ МАНЕВРЫ™ – самая крупная БСИ в России и
Восточной Европе, главный пейнтбольный праздник в году. Проходит
ежегодно в конце мая под Москвой, организатор – Action Paintball Games.
БОЧКА – типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального цилиндра.
БРОВКА – полоса шириной от 1 до 3 метров между границей поля и сеткой. Служит для перемещения судей, операторов и пораженных игроков.
БУНКЕР – любое укрытие.
БУНКЕРИНГ – см. АУТИРОВАНИЕ.
БЭК (игрок) – задний игрок в команде. Обычно занимают позиции по
задней линии укрытий и обеспечивают "огневое прикрытие" находящимся
впереди игрокам. Традиционно более габаритные, скорострельные и точные
игроки в команде.
БЭК (ствол) – задняя, разгонная часть двухкомпонентного ствола.
Сменные бэки имеют различные калибры и различную разьбу под тот или
иной маркер.
ВД – внутренний диаметр ствола, на современных спортивных
стволах со сменными калибрующими вставками может подбираться под тот
или иной тип шаров.
ВЕРХНИЙ ВЫБРОС – газ, который выбрасывается при выстреле не в
ствол, а в подачу шаров, часто препятствует правильной подаче шаров или
ведет к расколам в лоадере. Устраняется сверлением в трубке подачи
отверстия для сброса газа, если невозможна регулировка.
ВЕНТИЛЯТОР электрический, с микромотором, устанавливается на маску для улучшения циркуляции воздуха и борьбы с запотеванием.
ВЗЯТЬ В УГОЛ – способ действий двух игроков против одного, при
котором они перемещаются так, чтобы образованный ими угол с вершиной на
атакуемом игроке был как можно больше (желательно от 49,86 до 119,27
градусов). При этом атакуемый игрок вынужден защищать себя с двух
сторон.
ВОЛЮМАЙЗЕР - см. РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА.
ВСТАВКА – пленка для предотвращения запотевания или тонирования масок.
ВТОРОЙ ТЕМП – переход на следующее укрытие после занятия первого. Может выполняться как с паузой, так и без.
ВХОДНОЙ РЕГУЛЯТОР (in-line regulator) – находится между баллоном с газом и маркером, регулирует давление перед впуском газа в маркер.
ВЫНОС – см. рама. ГА
– аббревиатура «газовый адаптер» – компонент маркера, к которому
присоединяется баллон с газом или газовый шланг. Нижний или задний
адаптеры – типы ГА.
ГАЗОВАЯ ЛИНИЯ – путь движдения газа из баллона в маркер. Включает редуктора (регуляторы), шланги, запирающие устройства и т.д.
ГАЗОВАЯ СИСТЕМА – общее наименование для пневматической части
маркера. Включает клапана (в т.ч. соленоиды), поршни, редуктора,
газопроводные каналы. Бывает весьма разнообразных конструкций.
ГАЗОВЫЙ ШЛАНГ – шланг для подачи сжатого газа между компонентами системы.
ГАЗОПРОВОДНЫЙ ПРИКЛАД – вворачивается в нижний или задний адаптер и подсоединяется к баллону. Газ попадает в ГА через внутреннюю полость приклада.
ГИДРОТЕСТ – процедура испытания баллона на расчетное давление,
по нормам техники безопасности раз в 3-5 лет, в зависимости от типа
баллона.
ГИЛЬЗА – деталь маркера, обычно сплошная цилиндрическая трубка, в которой двигаются ударник или раммер.
ГЛАЗ – оптический или иной датчик, устанавливаемый в каморе
электронных маркеров, блокирует стрельбу, если шар не подан в камору и
тем самым резко снижает расколы шаров.
ГЛАВНАЯ ПРУЖИНА – пружина, приводящая в движение ударник.
ГРАНАТА ПЕЙНТБОЛЬНАЯ – емкость с краской для имитации боевой
гранаты. В "резиновых" гранатах жидкая краска закачивается под
давлением в резиновую трубку и разбрызгивается при срыве контрующего
колпачка. В пиротехнических гранатах взрыв петарды разрывает мягкую
пластиковую емкость и разбрасывает желеобразную краску.
ДВЕЛЛ – время открытия клапана в механических маркерах или время
запитывания соленоида в маркерах с электроникой. Чем больше двелл - тем
больше газа поступает в систему для обеспечения выстрела, тем больше
скорость и т.д.
ДВОЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ – механизм спуска, в котором нажатие на скобу производит и взведение и выстрел.
ДВОЙНОЕ СТЕКЛО – стекло для масок, состоящее из двух слоев и воздушной прослойки между ними, снижает запотевание.
ДЕЛРИН – пластик с низким коэффициентом трения и безпрокладочные болты из такого пластика.
ДЕСЯТКИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.
ДЖЕРСИ – верхняя часть спортивной униформы пейнтболиста, игровая
рубашка из легкой ткани (хб или синтетики), часто с вставками сетки для
лучшей вентиляции.
ДИАГОНАЛЬ – основное операционное направление на поле. Обычно контролируется задними игроками (бэками).
ДРОП-ФОРВАРД – дроп, см. РАМА.
ЕДИНИЦЫ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.
ЖЕЛЕЗНЫЙ КАПУТ – фанернотанковая дивизия, клуб любителей
тяжелого пейнтбола. По состоянию на конец 2006 года имеет на вооружении
8 танков и бронемашин, два эсминца, артиллерию и пулемет "бобруйский
Мститель". См. kaput.ru.
ЗАДНИЙ АДАПТЕР – устройство для присоединения баллона или шланга, обычно является окончанием казенной части корпуса (ресивера) маркера.
ЗАЛИВАЛОВО – частая и концентрированная стрельба с высоким
расходом шаров, чаще всего применяется для прикрытия своих и подавления
чужих игроков.
ЗАЛИВАНИЕ – попадание жидкой углекислоты в маркер ДО её превращения в газ.
ЗАМОК – (ударение на 2й слог) основная защитная позиция, когда
два игрока стреляют перекрестно. Например, левофланговый игрок
простреливает центр поля и правый фланг, а правофланговый - уентр и
левый фланг.
ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ – устройство с клапанами, шлангами, адаптерами и т.п. для наполнения баллонов газом из больших резервуаров.
ЗАПИРАНИЯ СИСТЕМА – предотвращает «двойной взвод» на помповых
маркерах. Из оружия с системой запирания сперва необходимо выстрелить и
только потом возможно передернуть помпу.
ЗАПОТЕВАНИЕ – появление «тумана» в результате неправильного
дыхания, высокой влажности или недостаточной вентиляции на внутренней
стороне стекла маски, резко снижающее видимость. Очень часто происходит
у лиц, выпивших пива перед игрой.
ЗАСПИННИК – газовый баллон, который не крепится на маркер, а переносится обычно за спиной игрока и соединен с оружием шлангом.
ЗЕНКОВКА – коническое расширение выхода отверстия, для облегчения установки вставок или крепежа.
ЗМЕЯ – типовое надувное укрытие в виде низкой длинной трубы с
изгибами. Обычно располагается близко к длинному краю поля и вдоль
него, дает отличные шансы «ползунам» на скрытное продвижение вперед.
ИГЛА – в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках СО2,
предназначена для прокалывания мембраны баллончика и впуска газа в
оружие.
ИНЛАЙН, инлайн-регулятор - редуктор второй ступени в газовой
системе маркера, находится обычно в "газовой линии" (см) после
баллонного редуктора но перед редуктором взвода. Регулирует входящий
поток, который затем поступает на перепускные клапана и редуктор
(регулятор) взвода, если он имеется в конструкции.
КАЛИБР – внутренний диаметр ствола или разгонной вставки в ствол. Обычно бывает в диапазоне 0.682-0.695 дюйма.
КИСЛОТА – жаргонное наименование углекислого газа.
КИСЛОТНИК – игрок, вооруженный маркером на углекислом газе.
КИШКИ – жаргонное наименование начинки маркера, чаще всего –
клапана, газопроводные трубки и прочие элементы, связанные с пропуском
и распределением газа.
КЛАПАН-ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ – клапан, перекрывающий подачу газа из баллона.
КОЛЕНО – переходник между лоадером и приемным патрубком маркера.
КОЛЕНО ПРОЗРАЧНОЕ – переходник между лоадером и приемным
патрубком маркера, выполненный из прозрачной пластмассы, что позволяет
игроку видеть и контролировать процесс подачи шаров.
КОЛИБР – самец колибри. Часто путают с КАЛИБРОМ (см.)
КОЛПАЧОК – пластиковая крышка, закрывающая клапан баллона и предохраняющая его от повреждений при хранении/транспортировке.
КОМПРЕССОР – бензиновая или электрическая установка для
производства сжатого воздуха, используются компрессоры, совпадающие с
аквалангическими.
КОНВЕРТ – см. «пирамида».
КОРОМЫСЛО – элемент спускового механизма маркера, обычно передающий усилие от спускового крючка на шептало.
КРАСНАЯ ТОЧКА – электронный или коллиматорный прицел, в котором
место попадания шара обозначено на микроэкране красной точкой, при этом
никакого луча на саму мишень не проецируется.
КРЕСТ – см. ЗАМОК.
ЛЕСНИК – игрок, предпочитающий "лесной", развлекательный пейнтбол в отличие от спортивного.
ЛИНИИ ПОЛЯ – разделение спортивного поля на условные зоны.
"Единицы" - первый ряд урытий от базы, "десятки" - второй, "сотни" -
третий. "Тысячами" обычно именуется центральная линия. Линии на
половине поля противника обозначаются точно так же - от "тысяч" в
центре до "единиц№ у базы противника.
ЛОКТАЙТ (ЛОКТИТ, locktite) – жидкий фиксатор резьбового
соединения, иногда герметизатор соединения. Наносится на резьбу до
сборки и твердеет в течении нескольких часов или дней, в зависимости от
марки.
ЛОАДЕР – см. фидер.
ЛСД (LCD, liquid crystal display, ЖКД) – жидкокристаллический
дисплей, устанавливается на электронных маркерах и служит для вывода
различной игровой (таймер, счетчик шаров, иногда давление) и
настроечной (темп стрельбы, задержки, сигналы) информации.
ЛЭД (LED, light emission diode) - светодиод, устанавливается на
электронных маркерах для индикации срабатывания соленоида, режимов
работы, разрядки батарей и т.п.
МАНОМЕТР – измеритель давления газа, устанавливается на баллоны воздушных систем или на спортивные маркеры.
МАМБА – витой газовый шланг с фурнитурой, служит для подсоединения носибого за спиной баллона к маркеру.
МАРКЕР – конструктивно сходное с оружием пневматическое
устройство для метания желатиновых шаров с краской. Бывают помповые,
полуавтоматические и автоматические.
МАРКЕР ЭЛЕКТРОННЫЙ – тип современного маркера, в котором
управление частью или всеми внутренними процессами осуществляется
процессором, платой, электромагнитами и соленоидами. Бывают двух
основных типов а) маркер с электронным спуском, б) маркер с электронным
спуском и электронным клапаном.
МАСКА – защита для глаз, лица и головы, линзы в очках маски
специально разработаны для пейнтбола. Ни в коем случае нельзя применять
очки и маски другого назначения – это может привести к травмам!
МИКРИК – микроэлектронный переключатель, обычно употребляется
для маркеров с электронным спуском. Бывает разных типов – оптический,
контактный и т.п.
МИКРОЛАЙН – комплект из прочных пластиковых шлангов и уголков к
ним с цанговым зажимом, одно из основных конструктивных схем передачи
газа от баллона к входному регулятору.
МОРКОВКА – типовое надувное укрытие в виде горизонтального или вертикального конуса.
НАКЛАДКА – не то, что подумали, а деталь, декоративная или закрывающая рабочие элементы маркера.
НАРЕЗКА – обработка внутренней поверхности ствола прямыми или спиральными канавками.
НЕРЖАВЕЙКА – сталь с низким коэффициентом поверхностного трения для изготовления качественных деталей маркеров.
НЕПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ – подача шара в зарядную камеру диаметром больше, чем канал ствола, откуда шар должен быть дослан в ствол.
НИЖНИЙ АДАПТЕР – адаптер для подключения источника газа, находящийся под рукояткой маркера.
НИЖНИЙ ВЫДВИНУТЫЙ АДАПТЕР – то же, но между баллоном и рукояткой ставится рама (drop forward) и баллон смещается вперед.
ОДИН-ЗА-ОДИН – (one-for-one, 1-4-1), минимальное групповое
удаление (нарушитель и еще один игрок его команды по выбору судей).
Максимально возможное групповое удаление - три-за-одного (нарушитель и
еще три игрока).
ОН-ОФФ АДАПТЕР (on/off adapter) – газовый адаптер (см.ГА) с
краном подачи газа (разобщительным краном), обычно крепится внизу
рукоятки маркера. Служит для вворачивания баллона, кран позволяет
перекрывать подачу газа в маркер (для транспортировки, съема баллона и
т.п.)
О-РИНГ (o-ring) – кольцевая прокладка (в форме буквы О) из
полиуретана, тефлона и т.п. материалов, употребляется для герметизации
разных частей маркера.
ОБМЕРЗАНИЕ БАЛЛОНА – при быстром падении давления углекислого
газа в результате частой стрельбы, утечки или стравливания, баллон
переохлаждается и покрывается инеем.
ОБЪЕМ ПЕРЕЗАРЯДКИ – объем газа, расходуемый в полуавтоматических
маркерах на перезаряжание. Если оружие функционирует при ОП меньше
требуемого, то маркер не взводится, выстрела не происходит, а в ствол
продолжают поступать шары, заполняя его до конца.
ОПРАВКА БЫСТРОГО ЗАРЯЖАНИЯ – в маркерах, работающих на 12ти граммовых баллончиках, позволяет вынимать и заряжать баллончики двумя-тремя поворотами гайки.
ОТСТРЕЛ РАЗБЕЖКИ – тактический прием, команда в фазе разбежки
(см.) ведет концентрированную стрельбу по зонам, в которые
предполагается перемещение игроков соперника. Цель отстрела - выбить
перемещающихся игроков противника или, по крайней мере, предотвратить
занятие ими ключевых укрытий.
ОТХРОНИТЬ МАРКЕР – с помощью ХРОНОГРАФА (см.) установить скорость вылета шара в пределах разрешенной.
ОХЛАЖДЕНИЕ БАЛЛОНА – намеренное быстрое стравливание углекислоты из баллона для понижения его температуры перед зарядкой.
ОШЕЙНИК – защита шеи, обычно из 3-5мм неопрена. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОМПОНОВКА – расположение болта и толкателя, при котором болт находится на одной оси со стволом над толкателем и клапанной системой.
ПАУЭРФИД (powerfeed) – устройство боковой подачи шаров с перекрывателем. Предотвращает верхний выброс шара.
ПЕРВЫЙ ТЕМП – в спорте занятие укрытий после стартового свистка, с ходу.
ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ – при частой стрельбе из маркеров на углекислом
газе происходит обмерзание, при котором резко падает скорость вылета
шара или маркер неправильно функционирует.
ПИРАМИДА – типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно – самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.
ПЛАТА – (электронная печатная плата), пластина из диэлектрика,
на которую нанесены проводящие дорожки, соединяющие чипы, порты,
интегральные схемы и другие электронные устройства, закрепленные на ней.
ПЛАТФОРМА – концепция маркера, рассчитанного да дальнейшую
прокачку (апгрейд). Производитель выпускает базовый маркер, который
служит платформой для установки на него т.н. aftermarket деталей,
обеспечивающих более высокие показатели работы. Наиболее характерные
примеры платформ - WGP Autococker и SmartParts ION, на каждый из
которых имеются десятки апгрейдов - и непосредственно от
производителей, и от сторонних фирм.
ПИРАМИДА – типовое надувное укрытие в виде тетраэдра. Обычно – самое крупное укрытие, устанавливается ближе к центру поля.
ПОВОРОТНЫЙ ДЕРЖАТЕЛЬ – для поворота баллона на 90 градусов (под левую или правую руку).
ПОВОРОТНЫЙ СТЕРЖЕНЬ – используется для регулировки скорости в некоторых моделях маркеров.
ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА – деталь маркера, служащая для крепления на ней фидера и подачи шаров из него в зарядную камору.
ПОДКАТ – в современной спортивной игре способ подхода к укрытию
на скорости, когда в финальной фазе движения игрок двигается по
инерции, скользя на животе или на боку.
ПОЛИРОВКА СТВОЛА – сглаживание внутренней поверхности ствола, уменьшает трение при вылете шара.
ПОЛЗУН – игрок, скрытно перемещающийся по площадке в партере,
особенно опасен в низких зарослях. Он же – «злобный карлик» или
«гоблин».
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ДИСК (МЕМБРАНА) – на баллонах, выбивается в случае, если давление в баллоне при зарядке или нагревании стало выше допустимого.
ПРИЦЕЛЬНАЯ ПЛАНКА – место, на которое можно крепить прицел. Часто выполняется в виде трапециевидного в сечении «ласточкиного хвоста».
ПРОДОЛЬНАЯ КОМПОНОВКА - расположение болта и толкателя, при котором они находятся на одной оси со стволом, один позади другого.
ПРОПУСКАНАЯ СПОСОБНОСТЬ – важная характеристика регуляторов и
клапанов, объем пропускаемого в единицу времени газа. От общей
пропускной способности системы зависит темп и стабильность стрельбы
маркера.
ПРУЖИНА КЛАПАНА – запирает и удерживает клапан после выпуска порции газа.
ПРЯМОЕ ЗАРЯЖАНИЕ – подача шара непосредственно в ствол или в
одинаковую со стволом по диаметру зарядную камеру. При этом в процессе
заряжания с пути шара устраняются все угловые переходы и перепады
диаметров.
ПРЯМАЯ ПОДАЧА – вертикальная установка подающей трубки, при этом
шары падают в маркер вертикально вниз и непрерывно под действием силы
тяжести.
ПСИ – аббревиатура для единицы давления «фунт на квадратный
дюйм», стандартная единица для измерения давления в пейнтболе, равен
0,071 кГ/см2.
ПУЛЕМЕТНАЯ ОЧЕРЕДЬ – происходит при недостаточном давлении в
системе, в результате ударник не отходит назад полностью и не
взводится. Поскольку ударник не доходит до задней точки, то он не
фиксируется («не ставится на шептало») и тут же начинает новое движение
вперед и так до полной разрядки газовой системы. Из-за характерного
звука, в народе говорят, что давший пулеметную очередь маркер
«запердел».
ПУШПИН (push-pin) – сборный крепежный быстросъемный элемент, обычно фиксирует болт.
РАЗБЕЖКА – начальная фаза спортивной игры в пейнтбол, когда
после стартового сигнала судьи игроки стремятся как можно быстрее
занять свои позиции.
РАМ (Real Action Marker) – семйство имитационных маркеров,
совпадающих по массо-габаритным характеристикам с реальными оружейными
образцами. Обычно имеют меньший калибр (0.43), заряжание из
подпружиненного магазина и экстрацию гильзы-оправки, в которой и
находится шарик.
РАМА (drop forward) – элемент крепления баллона, служащий для выноса его вперед и создания тем самым более компактной системы «маркер-баллон».
РАМПИНГ – режим стрельбы маркера, при котором его электроника
выдает больше команд на выстрел, чем поступает нажатий спускового
крючка. Рампинг различается:
- порогом срабатывания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, после которого включается режим;
- скоростью поддержания, т.е. минимальной частотой нажатий на спуск, при которой рампинг не выключается;
- ограничением скорострельности, т.е. максимально возможным количеством выстрелов в секунду;
- периодом и способом подхвата, т.е. через какую паузу и как рампинг
может включиться повторно, без достижения порога срабатывания.
РАСКОЛ – нежелательное разрушение шара до того, как он покинет
маркер. Самый неприятный раскол – в фидере, когда один расколовшийся
шар в состоянии испортить весь заряд.
РАСШИРИТЕЛЬНАЯ КАМЕРА (volumiser) – предназначена для расширения
СО2 перед впуском в клапанную систему, предохраняет от излишнего
охлаждения и попадания в маркер сжиженного СО2. В маркерах, работающих
на азоте-воздухе Р.К. создает дополнительный, "подпорный" объем газа,
нивелирующий скачки давления в цикле выстрела.
РЕБОЛ - резиновые многоразовые шары, служат для отработки стрелковых навыков, тренировок в помещении и т.п.
РЕГУЛИРУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ специальное изделие, предназначенное для регулировки скорости.
РЕГУЛЯТОР – элемент газовой системы, который служит для
регулируемого изменения (т.е. понижения) давления. Употребляются для
регулировки скорости, взведения или общего давления в системе. Один из
типов регулятора - палмер.
РЕДУКТОР – элемент для газопроводных систем, который служит для изменения давления. Регулируемый редуктор - см. регулятор
РЕСИВЕР – а) корпус маркера, его основа, внутри которого обычно
помещаются болт и толкатель. Патрубок подачи также часто является
частью ресивера; б) жаргонное наименование аквалангического баллона,
употребляемого для приемки сжатого воздуха от компрессора и последующей
заправки воздушных баллонов маркеров.
РУКОЯТКА В СБОРЕ - обычно состоит из собственно рукоятки, щечек, спускового крючка и защелки. СО2 – химическое обозначение двуокиси углерода, более известной
как углекислый газ или углекислота. Мы используем жидкий углекислый газ
и сокращаем до "СО2" потому, что нам лень каждый раз говорить «двуокись
углерода».
СВЕРЛОВКА СТВОЛА – расположение отверстий вдоль канала ствола по прямым или винтовым линиям.
СЖАТЫЙ ВОЗДУХ – самый беспроблемный газ в пейнтболе,
производится компрессором, хранится в разного рода воздушных баллонах
под давлением до 3000 пси.
СИФОН – баллон, который спроектирован так, что подает в маркер сжиженный СО2.
СКЛАДНОЙ ПРИКЛАД – приклад, который может складываться для хранения и транспортировки.
СКУБА – вид заправочной станции для заправки воздушных баллонов от ресивера.
СОЛЕНОИД – а) управляющий электромагнит шептала; б) электромагнитный клапан, распределяющий потоки в газовой системе.
СОТНИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ.
СПАЙДЕР-КЛОН – конструктивная схема маркеров с параллельной
компоновкой. Схема впервые широко распространилась с маркером
«Спайдер», оказалась весьма удачной и технологичной и стала применяться
для маркеров личного и прокатного класса практически всеми
компаниями-производителями.
СПУСКОВОЙ КРЮЧОК – ну, это вы сами знаете :).
СРЕДНИЙ – в спорте игрок, действующий в середине "боевого
порядка" команды. Обычно выполняет функции диспетчера и может
поддержать как передних игроков в развитии атаки, так и задних при
необходимости обороны.
СТАЛЬНОЙ ШЛАНГ – обычно так называют тефлоновый газовый шланг с оплеткой из нержавейки.
СТАКАН – основной инвентарь пейнтболиста, насадка на подающую трубку для увеличения ее высоты.
СТОПОР ПОДАЧИ – деталь пауэрфида, в закрытом положении
препятствует попаданию шаров в приемное отверстие маркера, в открытом –
служит отражателем, направляющим шары в приемное отверстие.
СТРАВЛИВАНИЕ – сброс газа из баллона или маркера без производства выстрела.
СЦЕНАРИЙ – стержень БСИ, для которого часто используют реальные
события или известные фильмы. Чем интересней и закрученней сценарий –
тем интереснее и БСИ.
ТАКТИК – игрок, предпочитающий "тактические" игры (зачистки,
засады, рейды и т.п.) в отличие от спортивных или обычных
развлекательных игр. Обычно собираются в "тактические команды".
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ПРИКЛАД – приклад с регулировкой для подгонки к игрокам с разной длиной рук.
ТЕМП СТРЕЛЬБЫ (ROF) – количество выстрелов, которое маркер технически может сделать за одну секунду.
ТЕРМОСТЕКЛО –см. «двойное стекло».
ТЕФЛОНОВАЯ ЛЕНТА – обычно белая лента, употребляемая для лучшей изоляции соединений газовой системы.
ТАЙМИНГ (timing) – совокупность временных интервалов различных
процессов, происходящих в маркере при выстреле. От точной установки
(обычно в миллисекундах) и диапазонов перекрытия элементов тайминга
зависит темп стрельбы, экономичность и общая эффективность маркера.
ТРУБЧАТЫЙ ФИДЕР – вид магазина для шариков, в котором они располагаются один за одним.
ТУБА – пластиковый контейнер с крышкой на 100-150 шариков. Обычно переносится в ХАРНЕССе.
ТУНЕЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ – фиксация взгляда игроком в узкой полосе перед собой, без видения происходящего по сторонам и за спиной.
ТУРНАМЕНТ КАП (tournament cup) – насадка, блокирующая регулятор скорости. Применение предписано, в основном, турнирными правилами.
ТЫСЯЧИ – см. ЛИНИИ ПОЛЯ. УДАРНИК (ТОЛКАТЕЛЬ) – деталь механизма маркера, при движении вперед открывающая клапан, иногда именуется "нижним болтом".
УГЛОВОЙ КЛЮЧ - шестигранные ключ для регулировки скорости и разборки многих моделей маркеров.
ФИДЕР – емкость для шаров, находящаяся над стволом маркера,
иногда именуется лоадером, иногда – хоппером, бывает на 50, или 200
шаров, с электромешалкой или без.
ФИДЕР С МЕШАЛКОЙ имеет встроенный электромоторчик для ускорения
подачи шаров. Мотор может активироваться сигналом с оптического (при
отстутствии шара в подающей трубке), аккустического (при каждом
выстреле) или тензодатчика (при возрастании усилия). Современные фидера
обеспечивают скорость подачи до 30 шаров в секунду.
ФИЛЬТР – элемент, препятствующий попаданию грязи внутрь системы и разрушению прокладок.
ФЛАГОНОСЕЦ – игрок, владеющий флагом (в спортивной игре).
ФОСТЕР – тип соединения с шариковым запиранием, позволяющее быстро подсоединять и отсоединять газовые шланги.
ФПС – аббревиатура «фут в секунду», основная единица измерения скорости шара. 1 фпс примерно равен 0.3 метра в секунду.
ФРИК – ствол, состоящий из разгонной части со сменными калиброванными вставками и сменными направляющими частями различной длины.
ФРОНТ (игрок) – в спорте передние игрок, обычно - наиболее скоростной в команде, способный далеко продвинуться уже с разбежки.
ФРОНТ (ствол) – передняя, направляющая часть двухкомпонентного ствола. Различаются длиной и количеством/типом отверстий.
ФУЛЛ АВТО – полностью автоматический режим стрельбы маркера. При удержании спускового крючка маркер работает до исчерпания фидера.
ХРОНОГРАФ – прибор для определения скорости вылета шара
(хронографирования). Бывают ручные и стационарные, в основном,
используют принцип радара. Последние модели хронографов также обладают
функцией определения темпа стрельбы маркера.
Х-БОЛ – один из возможных форматов, синтез пейнтбола с хоккем.
Игра состоит из геймов, в каждом из которых может быть водружен флаг,
что приравнивается к "голу". Засчитывается чистое время, существует
сложная система штрафов - удалений на несколько минут, до конца гейма
или матча и т.д. Считается наиболее "телевизионным" форматом из
существующих.
ХОМЯК – ироническое наименование игроков-новичков, обычно
действующих "стайно", без понимания происходящего и озабоченных более
собственным "выживанием", чем достижением цели игры.
Противопоставляется "тактикам".
ХАРНЕСС (harness) – носимая на поясе обвеска с ячейками для 3-15 туб и/или баллона.
ХОППЕР – см. ФИДЕР.
ЦАНГА – ПОДАЮЩАЯ ТРУБКА (см.) с зажимом. Зажим может быть
цанговым (лепестки с поворотным кольцом), рычажным (стяжка хомута
рычагом с эксцентриком), болтовым и т.п. Служит для надежной фиксации
фидера на маркере.
ЦЕВЬЁ – накладка в передней части оружия, предназначенная для его удержания второй рукой.
ЧИП – (интегральная схема), миниатюрное электронное устройство
для управления работой маркера. Обычно схема наносится на
полупроводниковый кристалл.
ШАЙТАН-ТРУБА - пейнтбольный гранатомет. Представляет из себя
баллон с углекислотой, ручной клапан и сменные насадки-заряды -
пластиковые стволы диаметром 5см, в которые запыжованы 30-40 шариков.
Переносится в специальном ранце, предназначен для поражения
бронетехники.
ШЕПТАЛО – в большинстве полуавтоматов это деталь, захватывающая
ударник при обратном ходе и удерживающая его до следующего нажатия на
спусковой крючок.
ШОМПОЛ ДУЛЬНЫЙ – любой шомпол, который вставляется в ствол и вытаскивается обратно, обычно – жесткий стержень с резиновым диском и протиркой.
ШОМПОЛ СКВОЗНОЙ – шомпол, который протаскивается через ствол и казенную часть маркера насквозь, обычно – нанизанные на тросик резиновые диски.
ШОРТЫ – защитное снаряжение, с вставками из неопрена или
формованной разины, прикрывающих бедро, копчик и паховую зону.
Одеваются под игровые брюки.
ШТИФТ – крепежная безрезьбовая деталь маркера, выбивается или вынимается при разборке.
ШТОК КЛАПАНА – при нажатии на него клапан отпирается и происходит сброс давления.
ЩЕЧКИ – устанавливается на рукоятку для большего комфорта. Бывают резиновые, деревянные, ортопедические и т.д.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – общая оценка работы маркера в плане
экономичности, надежности, дальнобойности, кучности, минимального
количества расколов и т.п.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ – рассчитывается в зависимости от количества
выстрелов, который тот или иной маркер может произвести на одинаковом
количестве газа. Соответствует показателю «N литров на 100 километров»
в автомобилях.
ЭЛЕКТРОНИКА – см. «Маркер электронный.
ЯЙЦО – скоростной фидер VL eVLution, называемый так за характерную форму.Информация взята с сайта http://info.paintball.ru
|